пятница, 12 сентября 2008 г.

КОМУ ВЫГОДНО СОЖЖЕНИЕ КНИГ?

КОМУ ВЫГОДНО СОЖЖЕНИЕ КНИГ?

Прошлый месяц я провела в путешествии по Сибири, и это помешало мне быть в курсе событий, происходящих в Казани. И вот к моему приезду, как гром среди ясного неба, меня уже поджидало неприятное известие – якобы в Татарстане отдан приказ на сожжение мусульманских книги. Кто отдал такой чудовищный приказ, почему это делается именно в Татарстане, какие именно книги должны быть уничтожены? Эти вопросы взбудоражили меня настолько, что я отправилась из Челнов в Казань искать правды. К этому времени в печати уже появилось множество возмущенных статей на эту тему. Отклики Фандаса Сафиуллина в “Звезде Поволжья”, несколько интервью, опубликованных в “Ватаным Татарстан”, материалы татаро-башкирского отдела радиостанции “Свобода” также затрагивали эту тему. Этот вопрос поднимался на совещании Всемирного Конгресса Татар 13-14 марта. Было видно, что проблема сильно обеспокоила людей. Большинство татар хотя и не соблюдают намаз, считают себя мусульманами, и для них сожжение религиозных книг сродни преступлению, для многих это была трагедия.

На последнем совещании Татарского Конгресса я высказала свою точку зрения по этому поводу, резко осудив зачинщиков и предупредив, что подобный инцидент ляжет позорным пятном на совести татарского народа. В середине прошлого столетия писатель Гариф Губай своей книгой “Тайны Корана” уже опозорил татарский народ перед всем исламским миром. Эта книга, переведенная на русский и арабский языки, еще долгое время продолжала портить репутацию татар - весь мусульманский мир показывал на нас пальцем, как на самых безбожных и невежественных людей. Это несмотря на то, что мы татары, приняли Ислам еще во веремена пророка Мухаммеда с.г.с., веками служили религии верой и правдой, являясь светочом для всего тюркского мира! И вот только-только татарский народ после стольких лет атеизма начал было возвращаться в лоно Ислама, строить мечети, издавать религиозные книги – как его опять пытаются использовать как орудие в борьбе с Исламом. Руками татар пытаются совершить акт инквизиции, а именно сжечь все мусульманские книги, попавшие под запрет в России! Это что-то немыслимое! Разве такое возможно?! Разве нет страшнее наказания для мусульманина?! Что опять подумают о татарах в исламском мире?! А какое наказание ждать нам от Аллаха за такой грех?!

 Ни многочисленные совещания, ни газетные статьи не смогли полностью ответить на мои вопросы, и я решила сама обойти все организации, начавшие кампанию вокруг сожжения книг. Первым делом я посетила Духовное Управление Мусульман Татарстана. Муфтия Гусмана хазрата Исхакова в Казани не было, поэтому я встретилась с его заместителем Валиуллой Якуповым. Надо отметить, что первым, кто высказал идею о сожжении запрещенных мусульманских книг был именно Валиулла Якупов. Произошло это 4 марта в муфтияте на заседаниии “круглого стола”. Позднее он неоднократно потдверждал это в многочисленных интервью. На мой вопрос: “Кто отдал приказ на сожжение мусульманских книг?”, он отреагировал раздраженно и ответил вопросом на вопрос: “Во многих мусульманских семьях имеется крамольная, запрещенная религиозная литература, что с ней теперь делать? Ждать пока придут и арестуют ее читателей? От таких книг надо быстрее избавляться.” Я возмутилась: “Как? Но в Татарстане нет ни одного решения суда по запрещению и ликвидации мусульманской литературы. Почему мы должны действовать, опираясь на приказ Бугурусланского суда?” На что Валиулла Якупов пошел в открытое наступление: “Исламские книги уничтожаются согласно законам Российской Федерации, как литература экстремистского толка, они призывают к уничтожению России и провозглашению халифата. А, значит и вы тоже на стороне экстремистов?”

Продолжи мы в том же духе, наш диспут продлился бы до вечера. Я просто спросила, с чего началась эта затея с сожжением книг. Оказывается вся истерика началась с его собственного письма, написанного на имя прокурора Татарстана Кафиля Амирова. 30 января этого года заместитель муфтия Валиулла Якупов в своем письме прокурору Татарстана Кафилю Амирову пишет такие строки: “Что делать с запрещенными книгами? Ликвидировать? Если ликвидировать, то каким образом?” Для доказательства прилагаю его письмо:

“...В последнее время в Российской Федерации законодательно определен процедурный порядок по запрету религиозной литературы. К началу 2008 года в список запрещенных на территории РФ религиозных книг попало несколько десятков изданий, имеющих отношение к Исламу. В этой связи обращаемся к Вам с просьбой разъяснить, что должны делать мусульманские организации в том случае, если у них была ранее закуплена книжная продукция, попавшая в этот список? Подлежит ли она уничтожению, если да, то кем и каким способом должна быть уничтожена, либо она должна быть сдана органам государственной власти? Могут ли мусульманские священнослужители по служебной необходимости хранить отдельные экземпляры таковой литературы в рабочих кабинетах мечетей, недоступных для посетителей, или в собственных частных жилых помещениях? Эти вопросы часто поступают в ДУМ РТ, поэтому надеемся на скорый содержательный ответ.” 

Как видите, Валиулла Якупов сам втянул прокурора Татарстана в этот скандал. У татар по этому поводу есть хорошая пословица: “Кычытмаган жирне кашу”. Конечно, прокуратура Татарстана вынуждена была дать официальный ответ на подобный запрос из муфтията и прокурор Кафиль Амиров сам подписал ответ. Но в ответе прокурора нет ни слова о сожжении книг! Напротив, из ответа прокураторы видно, что только книги, хранимые с целью распространения попадают под запрет. Вот ответ прокурора Татарстана Кафиля Амирова Духовному Управлению Мусульман РТ от 27 февраля 2008:

“Прокуратурой Республики Татарстан рассмотрено Ваше заявление о разъяснении порядка обращения либо уничтожения приобретенной мусульманскими организациями, книжной продукции, впоследствии вошедшей в федеральный список экстремистских материалов. Согласно ст. 13 Федерального закона РФ “О противодействии экстремистской деятельности” на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Производство, хранение или рапространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. Действующее законодательство не устанавливает каких-либо особых требований к порядку и способу уничтожения информационной продукции, вошедшей в федеральный список экстремистских материалов. Вместе с тем, уничтожение вышеуказанных материалов может быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами делопроизводства.” 


Как видите, в официальном ответе прокурора нет приказа на сожжение запрещенных книг. Тогда кто же пустил этот слух? Он ведь еще остается в силе, так как не был опровергнут. Чтобы прояснить ситуацию я отправилась к прокурору Татарстана Кафилю Амирову. Мы долго говорили, держа перед собой письменный ответ покурора. “Я не отдавал приказ на сожжение исламских книг, - говорит Кафиль Амиров, - но мы часто сжигаем свои старые бумаги и делопроизводства, вышедшие из срока. В моем разговоре с зам. муфтия я упомянул это, но он видимо неправильно понял, и решил, что это приказ.” 

То, что Валиулла Якупов “неправильно понял” слова прокурора – очевидно. Во всех своих интервью он ссылается именно на приказ прокурора Татарстана. “Список запрещенных книг появился сравнительно недавно на правовом пространстве России, а меры пресечения еще не разработаны. И на наш запрос пришел ответ, разрешающий сожжение книг”, - сообщил Валиулла Якупов 11 марта в своем интервью татаро-башкирскому сервису радиостанции “Свобода”. Если он имеет ввиду ответ прокурора Татарстана на свое письмо, то там нет ни слова о возможности сожжения книг! Эту же идею Валиулла Якупов муссировал и на страницах газеты “Ватаным Татарстан”. Он говорит: “Я спросил у прокурора о лучшем способе избавления от крамольной литературы. Он ответил, что в прокуратуре старые уголовные дела сжигают в котельных, и нам посоветовал сделать то же самое. Мы в свою очередь предложили сжечь литературу самим мусульманским общинам.” (“Ватаным Татарстан”, 7 марта, 2008). 

 Вот такие дела, иптешлэр. Разговор за чаепитием приобретает официальную окраску и уже преподносится как официальная директива. Никакого приказа со стороны правовых органов “о сожжении запрещенных исламских книг” не было и в помине, не было даже требования, а Духовное Управление мусульман Татарстана уже стоит с зажженной спичкой наготове, и само навязывает мусульманам совершить преступление! Президент Татарстана разъезжает по всему исламскому миру, представляя собой пример веротерпимости, получает религиозные премии от арабских королей, а в его собственнной республике началась кампания по сожжению исламских книг! На мой взгляд это хорошо-спланированная провокация для компромитации имиджа Татарстана. В любом случае, эти события не возвысят ни Татарстан, ни татарский народ. Вещи такого рода роняют престиж отдельно взятого народа, выстваляя его как раболепное сборище трусов и дикарей. 

 - А что делать тем, у кого на руках оказалась запрещенная литература? задаю я вопрос Кафилю Амирову. - Потому что среди запрещенных книг есть такие уникальные произведения, как “Личность мусульманина” и “Жизнеописание Пророка”. Эти книги есть почти в каждом мусульманском доме, в том числе и у меня. 

- Этот закон не касается книг, уже находящихся в домашних коллекциях, ответил прокурор Татарстана, - так как в законе упоминается “хранение в целях распространения”, а дальше уточняется “хранение или распространение экстремистских материалов”. То есть, если человек у себя дома читает литературу подобного рода не распространяя ее другим, это не попадает под категорию “распространение экстремистских материалов”. А что касается мечетей и медресе, то эти книги Духовное Управление Мусульман может хранит у себя, создавая для них отдельный фонд. А те книги, что попали под следствие и были конфискованы, они остаются под ведением суда, и правовым органам самим решать, что с ними делать дальше.

 Таким образом я получила вполне исчерпывающий ответ, спорная тема вроде была закрыта. Но кто это объяснит людям? Я повторно отправилась к заместителю муфтия Валиулле Якупову, в этот раз он встретил меня довольно равнодушно. “Вы уж напишите статейку, объяснив суть дела,” – был его сдержанный ответ. А что должны делать мусульманские общины, уже получившие приказ на сожжение книг? Или все уже давным-давно сгорело до тла? А как быть со слухом о якобы намечающемся сожжении книг в Татарстане, который распространился уже по всей России! Здесь уже одной газетной статьей не обойтись, здесь нужно официальное объяснение тех людей, кто напрямую несет ответсвенность за этот инцендент. 

 Чтобы окончательно прояснить ситуацию, я отправилась к вице-премьеру республики Татарстан Зиле ханым Валеевой. Масла в огонь подлила передача “7 Дней” на канале ТНВ-Новый Век 16 марта, в которой также муссировалась эта тема, и вышеупомянутый представитель духовенства громко отдавал фетву на сожжение исламских книг. В целом эта передача выглядела очень провокационно-подозрительной – сначала показали сюжет о президенте Татарстана Минтимире Шаймиеве, выступающего на приемах у арабских королей, затем был ролик-страшилка о татарских, якобы террористах, о мусульманах, осужденных на 100 лет, и вся эта эпопея завершилась сюжетом о сожжении исламских книг. После просмотра этой передачи складывается впечатление, что Татарстан есть оплот терроризма, экстремизма всех сортов, халифата, инквизиции, и вообще здесь творится что-то кошмарное. В то же самое время президент Татарстана рассказывает всему миру об идиллии религиозной веротерпимости и толерантности царящей в Татарстане. Кому верить?

Я задаю эти вопросы зам. Премьера-министра республики Татарстан Зиле Рахимьяновне Валеевой. Она не видела программу полностью и пообещала пересмотреть ее еще раз. “Действительно, кому-то выгодно представить Татарстан как рассадник экстремизма, - сказала она. - Но сеять ужас на ровном месте у себя в Татарстане – это никуда не годится. Надо поставить точку в этом некрасивом деле о сожжении книг, не надо распространять слухи о том, чего не было.” 

- К сожалению, такие слухи уже ходят по Татарстану, может быть дело уже дошло до сожжения, - сказала я, - поэтому официальные лица должны выступить с опровержением этого слуха. У нас при кабинете министров имеется комитет по делам религий, может они выступят с заявлением. Кто-то же должен заступиться за репутацию Татарстана и объяснить, что никакого приказа на сожжение книг не было. А не то мы, татары из-за этих необоснованных слухов можем войти в историю, как сжигатели книг. Да спасет нас Аллах от этого! Я не желаю своему народу подобной участи.

 В конце концов я обратилась к председателю комитета по делам религий Ринату Валиуллину с просьбой выступить с заявлением по этому поводу. Прошла неделя, но так как ни одно ведомство – ни Духовное Управление мусульман, ни Прокуратура Татарстана, ни заместитель Премьер-министра, ни комитет по делам религий так и не выступили с заявлением, я решила написать эту статью. Люди, будьте бдительны, в Татарстане никто не отдавал приказ на сожжение книг, но кому-то выгодно чтобы такая акция имела место, и с этой целью была инициирована грязная кампания. Сожжение исламских книг равносильно частичному сожжению Корана, так как в этих книгах приводятся аяты из Корана, хадисы, произносится имя Аллаха. Никто не вправе поднимать руку на святую Книгу, Аллах сам будет беречь ее и религию Ислам до конца дней! А вот сохранение чести нашего народа ложится на наши плечи, это экзамен для верующих, и мы должны выступить единым фронтом против инквизиторов 21-го века! Ни в коем случае не сжигайте книги по приказу горе-муфтиев, не берите грех на душу, не давайте повелевать вашими поступками людям, способных отдать такой богопротивный приказ!

Фаузия Байрамова,
Писатель, кандидат исторических наук,
Председатель татарской партии национальной независимости «Иттифак»,
Член исполкома Всемирного Конгресса татар
22 марта, 2008.

Комментариев нет: