воскресенье, 1 марта 2009 г.

Что случилось с тобой, татарский народ?

Фаузия БАЙРАМОВА
Что случилось с тобой, татарский народ?

Вот и ввели русское обучение и в татарских деревнях Татарстана. Это, наверное, и есть начало того, что печально предрекал Гаяз Исхаки - инкыйраз, или начало исчезновения татар как нации. Можно было бы списать все на так называемую "оптимизацию" и постоянное давление со стороны российских властей, но, к сожалению, суть трагедии лежит намного глубже. Трагедия состоит в том, что татары сами не хотят обучать своих детей на родном татарском языке. Родители сами собственноручно отправляют своих детей в русские школы в соседних деревнях, сопротивляются открытию татарских классов, даже при наличии возможности отказываются обучать своих детей на татарском. Раньше такая тенденция наблюдалась только в больших городах и за пределами Татарстана, на это имелись свои причины. Но теперь, когда в чисто татарских деревнях в татарских школах переходят на сплошное русское обучение - это крах татарского образования, это начало конца. В газете "Ватаным Татарстан" 4 ноября была опубликована статья "Почему закрываются татарские классы?". Эта статья окончательно подтвердила мои тревожные мысли по поводу русификации татарских школ. Оказывается, татары в деревнях очень даже не прочь обучать своих детей на русском! Речь идет об исконно татарском Арском районе, о крае, подарившем татарскому народу таких писателей, как Габдулла Тукай, Сибгат Хаким, Мухаммад Махдиев, Гариф Ахунов, Рафаил Тухватуллин! Родители из близлежащих татарских деревень приводят своих детей учиться в село Старое Чурилино, где обучение ведется на русском языке, а татарские классы здесь позакрывали из-за отсутствия учеников. При желании всех этих детей, ставших жертвами оптимизации, можно было бы отправить учиться в татарскую школу или гимназию в Арск, но родители выбрали легкий путь решения проблемы - поменяли язык детей. В статье говорится, что несмотря на то что в деревне Штари имеется татарская начальная школа, местный библиотекарь Раиля Газизова водит своего сына в село Старое Чурилино в русский класс. Другие родители также с легкостью пожертвовали татарским языком, по собственному желанию лишив своих детей возможности обучения на татарском языке. Эти родители, а также работники просвещения ошибочно считают, что для ребенка вполне достаточно двух-трех часов татарского языка как предмета в школе и общения на татарском в домашнем кругу. Но для того чтобы ребенок сформировался как полноценная татарская личность, чтобы он умел читать-писать, творить и выступать с трибуны на татарском языке, преподавания татарского языка, как иностранного, всего пару часов в неделю - недостаточно! Много путешествуя по татарским областям, я собственными глазами видела горькие последствия незнания родного языка. И в Зауралье, и в Сибири, и во множестве других областей, где проживают татары, не только молодежь, но и среднее поколение сегодня не в состоянии прочесть даже одну книгу на татарском языке, читая по слогам, они не в состоянии понять смысл прочитанного, поэтому от нас они всегда просят книги на русском языке. О том, что эта обрусевшая татарская молодежь сможет сотворить какое-либо произведение на татарском языке, не может быть и речи. Человек думает и творит на том языке, на котором он получил образование. Если проанализировать ситуацию - за последние 50 лет из татар, проживающих за пределами Татарстана, не вышло ни одного выдающегося писателя или историка, творящего на родном языке. Остались одни старики, издающие мемуары. А ведь не стоит забывать, что с уходом родного языка постепенно сойдет на нет все - национальная литература, культура, искусство, ибо все это напрямую связано с родным языком. Как уже было сказано, ребенок, получивший образование на русском или английском языках, не в состоянии творить на родном языке, это значит, что в будущем вся татарская литература будет в переводе. И даже для постановок переводов татарской литературы не останется национальных кадров, для этого придется приглашать чужих специалистов или собственных манкуртов, ничего не понимающих в татарской душе (мон) и менталитете. Этот процесс уже начался. Посмотрите, что творится на "Золотом Минбаре". Толпы иностранцев, а также так называемых "татар", людей с татарскими фамилиями, ни слова не знающих на татарском, наперегонки толкаются на красных дорожках, чтобы заполучить вожделенные нефтедоллары Татарстана. В то время как у самих татар может случиться так, что не останется ни одного человека, способного написать стих, создать музыку на татарском языке; выйдя на сцену, сыграть пьесу или спеть песню на татарском языке. Уже сегодня по пальцам можно счесть людей, способных в телеэфире без запинки провести передачу на чистом татарском языке! Интересно, задумываются ли об этом те татарские женщины, которые собственноручно приводят своих детей в русские классы? Задумываются ли они о том, что они также вносят свою лепту в вымирание нации? После исчезновения национальных школ нас подстерегает еще большая угроза -это православие. До этого мы еще как-то могли противостоять введению основ православия в школах, ссылаясь на нашу национальную особенность, а в русской школе, в русской системе образования кто нас будет слушать? За пределами Татарстана, особенно в Сибири, этот кошмар уже начался. В школах, где обучение ведется только на русском языке, несмотря на то что большинство учеников - татары, уже введены основы православия. Родители, из-за оптимизации вынужденные отправить своих детей в соседние русские села, не могут ничего сказать в свою защиту, так как и в своих родных деревнях их дети обучались на русском. Как видите, потеря языка может со временем привести и к потере религии. А ведь язык и религия - это сокровища, завещание, данные нам от Аллаха, и мы обязаны хранить их вплоть до Судного дня. При утрате этих сокровищ нас уже в этом мире ожидает кара. Через чужой язык, чужую культуру в народ входят чуждые элементы, чуждые правила поведения. Народ постепенно начинает отходить от своих корней, превращаясь или в представителя чужой нации или в манкурта. Этим летом, прочитав в пятом номере газеты "Татарские новости", во вкладыше "Миллият" статью "Кому нужен татарский язык?", я чуть было не лишилась дара речи. Руководитель фольклорного центра при Министерстве культуры Татарстана Фанзия Джаухарова так высказалась на заседании "круглого стола": "В начале XX столетия татары, открыв многочисленные медресе и школы, нашли способы повысить и применить свой интеллектуальный потенциал. Но сегодня татарский язык не в состоянии удовлетворить запросы интеллектуально развитых людей. Оба моих ребенка учатся в русских гимназиях, но дома мы говорим на татарском. Я хочу, чтобы мои дети развивались в интеллектуальном плане, а это в татарских школах поставлено не очень высоко". Если чиновник, работающий в государственных структурах Татарстана, так пренебрежительно отзывается о татарском языке и татарских школах, что остается ждать от татарских женщин из деревень, отдающих своих детей в русские школы? Свой отклик на эту статью я отправила в редакцию "Миллият" уже 16 июня, но его так и не опубликовали. А ведь вся татарская творческая интеллигенция должна была подняться против такого вражеского выпада в адрес татарского языка и татарских школ! Но нет, все они вместе с этой госслужащей все лето пели и плясали на сабантуях, проводили "круглые столы", оставив без внимания самое главное - ее оскорбительные слова в адрес татарского языка. Значит, они разделяют эту точку зрения. Сейчас и в татарских деревнях нач али обучать детей на русском языке, как говорил Горбачев, "процесс пошел", и у татар вряд ли найдутся силы остановить этот разрушительный процесс. Когда снесли гостиничные номера "Булгар", в которых жил Тукай, начались жалобные стенания и проклятия, но дело было уже сделано. Но ведь все на протяжении многих лет проходили мимо этого развалившегося здания, и было ясно, что дело идет к сносу, но никто не предпринял никаких конкретных мер. Точно такая же ситуация сегодня и с татарским языком и татарскими школами. Подобно номерам "Булгар" они находятся в процессе исчезновения, все это видят, многие внесли свой вклад в ускорение процесса разрушения, но никто пальцем о палец не ударит, чтобы хоть как-то сохранить то, что еще есть. А ведь у нас, хоть и на бумаге, есть свое собственное государство -Республика Татарстан, есть министерства и ведомства, несущие ответственность, есть армия чиновников, получающая зарплату за решение подобных проблем! Так поч ему же никто из них не бросается на борьбу за сохранение татарского языка и татарских школ, а спокойно наблюдает со стороны за вымиранием нации? Как видно из статьи в газете "Ватаным Татарстан", им также выгоднее плыть по течению, бросив собственный народ в русскую пучину. "Пусть каждый родитель сам решает, на каком языке будет обучаться его ребенок", -вторит в такт руководитель отдела по усовершенствованию национального образования Министерства науки и образования Раиф Зинатуллин. Очень легкий путь и простой ответ нашел наш глава по "усовершенствованию", а скорее по "уничтожению" национального образования! Кстати, почему никто не спрашивает у русских родителей, на каком языке предпочли бы они обучать своих детей? Ответ заведомо ясен - не только в Татарстане, но даже в Прибалтике и Америке русские хотят обучать своих детей только в русских школах! А что делаешь ты, татарский народ? Во имя чего приносишь ты в жертву свое будущее, родной язык своих детей? Когда, на каком этапе сломался наш народ? Как и когда охладел он к своему родному языку? Ведь наши предки на протяжении столетий боролись, воевали, проливали кровь лишь с одной целью - во имя сохранения татарской нации, татарского языка, религии ислам. И вот сейчас, когда мы почти всего этого достигли, кто посмел ставить под удар будущее нации, рискуя оросить татарский язык под жернова истории? Народ сам добровольно идет на это! Может ли быть более тяжкое преступление в судьбе целой нации? Почему отцы нации, люди, несущие ответственность за судьбу народа, с такой легкостью идут на поводу этих неграмотных баб и татар-рабов? В старину татар, предавших свои язык и религию, сородичи привязывали к столбу позора, общество отрекалось от них и изгоняло из своей жизни. Неужели и нам придется прибегнуть к таким крайним мерам - разоблачить предателей нации и изгнать из жизни общества? Каждое преступление предусматривает наказание. Наказание за измену нации - изгнание манкуртов всех мастей из жизни татарского общества и объявление им бойкота во всех сферах деятельности. А не то они сами изживут со свету наш родной татарский язык, наши школы и в конечном счете и сам татарский народ. Мы не должны и не можем допустить этого._________________

5 комментариев:

ivan комментирует...

Не все так безнадежно.
Вполне все в духе времени и исторической логики. Нельзя заставить большинство людей жертвовать благополучием своих детей даже ради праведной цели. Век телевидения и технократии, поступь обезличивающего все и вся прогресса делают свое дело даже вопреки нашим желаниям.
Русскому языку в свою очередь на хвост также активно наступает английский, а в будущем китайский станет определять многое на территории бывшей России.
А интерес к татарскому вернется с крушением империи.

redrok комментирует...

Не расстраивайтесь так. Процесс отмирания татарского языка историческизакономерен. Ну посудите сами где он может пригодится кроме общения с односельчанами? В городе русский, делопроизводстве русский, а за пределами татарстана татарский используется только в национальных деревнях. Вот родители и не хотят нагружать детей лишним предметом, при том, что школьная програма и так сильно нагружена. Простой пример из делопроизводства. Уголовное дело рассматривалось в верховном суде татарстана, на татарском, но согласно уголовно-процессуальному кодексу пересмотр дела в порядке надззора осуществляет верховный суд РФ. Подсудимый оставшись недовольным приговором которыйвынесли татарские судьи принёс надзорную жалобу, дело разумеется направили в Москву, в верховном суде заказали перевод, дело нормально перевели и рассмотрели, но когда в ВС пришёл счёт от переводчиков специально позвонили в татарстан и предупредили, что перевод всех остальных дел с национального языка будет оплачиватся из зарплаты тарских судей. Разумеется, что больше дел на национальном языке в Москву не слали. На счёт выступления с трибуны на татарском, то возникаетвопрос с какой трибуны? Во всех органах власти выше поселкового совета большинство документации ведётся на русском, большинствотатар в городах не знают татарского, так что нет уже политических трибун с которых имело бы смысл выступить на национальном языке. А на счёт чистки татарского общества путём изгнания всех кто не относится к языку, культуре и другому наследию как индийцы к святой корове, то подобная практика приведёт лишь к тому что татарское общество сократится до размеоров которые не позволят поддерживать даже иллюзию его существования. Ещё раз повторяю не расстраивайтесь. По данным ООН на планете умирает 1 язык в неделю. Со временем и русский исчезнет сменившись каким-нибудь общеземным языком созданым специально для международного общения.

Baian комментирует...

Әс-саләмү аләйкүм!

Татарның телен саклау-ныгыту, татарның бердәмлеген, ихтирамын, көдрәте-күәтен күтәрү эшенә ваемсыз булмаганнарга ЯҢАЛЫК:

2010 елның 24 февралендә Мәскәүнең Милләтләр йортында «Туган тел» оешмасы Халыкара туган тел көненә багышланган Дүртенче очрашу (Конференция) уздырды.

Ул Конференцияга мөстакыйль татар тарихчысы һәм язучысы Гали Еникәй, «Туган тел» оешмасының бу бик мөһим очрашуга чакыруына җавап итеп, үзе киләлмәсә дә, Татар телен, халык бердәмлеген, ихтыярын-ихтирамын күтәрү эшенә багышлаган макәләсен язып җиткергән.

“Туган тел” оешмасының җитәкче урынбасары Дамир Сираҗетдинов әфәнде Гали Еникәйнең шул макәләсен Конференцияда укып белдерде.
Гали Еникәй үзенең макәләсен, аны барча укыган-белгән халык аңласын өчен диеп, шулай ук, безнең арада әйткәндә, кызганычка каршы, татарча укый-сөйләшә белмәгән татарлар да күбәйгәннән-күбәйгәнен, шул татарларга үзенең сүзләрен ишеттереп-аңлатып, аларны “Туган тел сыенына кире кайтаруны” тырыштырырга кирәген дә күздә тотып, рус телендә язып җибәргән.

Гали Еникәйнең бу макәләсе “Өч өлештән тоташ гомуми Мирасыбыз” (“Триединое наследие наших Предков”) диеп атала. Әйткән макәләне шунда табып укырга була:
http://tartareurasia.ucoz.com/publ/starye_stati_gali_enikeeva/2

----------------------
Чыганак: http://tatarlar.3bb.ru/viewtopic.php?id=137

Baian комментирует...

Инде русчасын да языйм:

НОВОСТЬ для неравнодушных к делу обережения и укрепления татарского языка, а также к делу укрепления престижа, силы духа и единства татарского народа:

24 февраля 2010 г. Московское общество татарской культуры «Туган тел» провело в Московском Доме национальностей очередную (по счету – четвертую) конференцию, посвященную Международному дню Родного языка.

В ответ на приглашение общества «Туган тел» на участие в указанной Конференции, независимый татарский историк и писатель Гали Еникеев - поскольку по объективным причинам не имел возможности прибыть на Конференцию - направил свою статью «Триединое наследие наших Предков». Статья посвящена делу обережения и укрепления татарского языка, а также делу укрепления престижа, силы духа и единства татарского народа. Указанная статья Гали Еникея была зачитана участникам Конференции Дамиром Серажетдиновым - вице-президентом Региональной благотворительной общественной организации «Московское общество татарской культуры «Туган Тел».
Гали Еникей эту свою статью написал на русском языке – чтобы ее смогли прочитать как можно больше людей, при том особо имея в виду то, что, к сожалению, все больше и больше татар не могут читать, а многие и разговаривать на родном языке. Соответственно, одной из целей статьи Гали Еникея «Триединое наследие наших Предков» является «возвращение в лоно Родного языка» теряющих свой язык соплеменников.
Неравнодушные к делу обережения и укрепления татарского языка, а также к делу укрепления престижа, силы духа и единства татар могут прочитать указанную статью здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/starye_stati_gali_enikeeva/2

-------------------
Источник: http://tatarlar.3bb.ru/viewtopic.php?id=137

Lafartuna комментирует...

Спасибо за отзыв.У нас в саду в подготовительной группе дети шести-семи лет,есть ,конечно, и младше,но их не много.Занятие целиком рассчитано на этот возраст,но отдельные фрагменты можно использовать и с детьми,которые помладше.
buy viagra