четверг, 13 ноября 2008 г.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ТОБОЙ, ТАТАРСКИЙ НАРОД?

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ТОБОЙ, ТАТАРСКИЙ НАРОД?

Вот и ввели русское обучение и в татарские деревни Татарстана. Это наверное и есть начало того, что печально предрекал Гаяз Исхакый – инкыйраз, или начало исчезновения татар как нация. Можно было бы списать все на так называемую “оптимизацию” и постоянное давление со стороны российских властей, но к сожалению суть трагедии лежит намного глубже. Трагедия состоит в том, что татары сами не хотят обучать своих детей на родном, татарском языке. Родители сами, собственноручно отправляют своих детей в русские школы в соседних деревнях, сопротивляются открытию татарских классов, даже при наличии возможности, отказываются обучать своих детей на татарском. Раньше такая тенденция наблюдалась только в больших городах и за пределами Татарстана, на это имелись свои причины. Но теперь, когда в чисто татарских деревнях в татарских школах переходят на сплошное русское обучение – это крах татарского образования, это- начало конца.

В газете “Ватаным Татарстан” 4 ноября была опубликована статья “Почему закрываются татарские классы?” Эта статья окончательно подтвердила мои тревожные мысли по поводу .руссификации татарских школ. Оказывается татары в деревнях очень даже не прочь обучать своих детей на русском! Речь идет об исконно татарском Арском районе, о крае подарившем татарскому народу таких писателей как Габдулла Тукай, Сибгат Хаким, Мухаммад Махдиев, Гариф Ахунов, Рафаил Тухватуллин! Родители из близлежащих татарских деревень приводят своих детей учиться в село Старое Чурилино, где обучение ведется на русском языке, а татарские классы здесь позакрывали из-за отсутствия учеников. При желании всех этих детей, ставших жертвами оптимизации, можно было бы отправить учиться в татарскую школу или гимназию в Арск, но родители выбрали легкий путь решения проблемы – поменяли язык детей. В статье говорится, что несмотря на то, что в деревне Штари имеется татарская начальная школа , местный библиотекарь Раиля Газизова водит своего сына в село Старое Чурилино в русский класс. Другие родители также с легкостью пожертвовали татарским языком, по собственному желанию лишив своих детей возможности обучения на татарском языке.

Эти родители, а также работники просвещения ошибочно считают, что для ребенка вполне достаточно двух-трех часов татарского языка, как предмета, в школе и общения на татарском в домашнем кругу. Но для того, чтобы ребенок сформировался как полноценная татарская личность, чтобы он умел читать-писать, творить и выступать с трибуны на татарском языке - преподавания татарского языка, как иностранного, всего пару часов в неделю недостаточно! Много путешествуя по татарским областям, я собственными глазами видела горькие последствия незнания родного языка. И в Зауралье, и в Сибири, и во множестве других областьях, где проживают татары, не только молодежь, но и среднее поколение сегодня не в состоянии прочесть даже одну книгу на татарском языке, читая по-слогам они не в состоянии понять смысл прочитанного, поэтому от нас они всегда просят книги на русском языке. О том, что эта обрусевшая татарская молодежь сможет сотворить какое - либо произведение на татарском языке не может быть и речи. Человек думает и творит на том языке, на котором он получил образование. Если проанализировать ситуацию - за последние 50 лет из татар, проживающих за пределами Татарстана, не вышло ни одного выдающегося писателя или историка, творящего на родном языке. Остались одни старики, издающие мемуары.

А ведь не стоит забывать, что с уходом родного языка постепенно сойдет на нет все – национальная литература, культура, искусство, ибо все это напрямую связано с родным языком. Как уже было сказано, ребенок получивший образование на русском или английском языках не в состоянии творить на родном языке, это значит, что в будущем вся татарская литература будет в переводе. И даже для постановок переводов татарской литературы не останется национальных кадров, для этого придется приглашать чужих специалистов или собственных манкуртов, ничего не понимающих в татарской душе (мон) и менталитете. Этот процесс уже начался. Посмотрите, что творится на “Золотом Минбаре”. Толпы иностранцев, а также так называемых “татар”, людей с татарскими фамилиями, ни слова не знающих на татарском, наперегонки толкаются на красных дорожках, чтобы заполучить вожделенные нефтедоллары Татарстана. В то время как у самих татар может случиться так, что не останется ни одного человека, способного написать стих, создать музыку на татарском языке; выйдя на сцену сыграть пьесу или спеть песню на татарском языке. Уже сегодня по пальцам можно счесть людей, способных в телеэфире без запинки провести передачу на чистом татарском языке! Интересно, задумываются ли об этом те татарские женщины, которые собственноручно приводят своих детей в русские классы? Задумываются ли они о том, что они также вносят свою лепту в вымирание нации?

После исчезновения национальных школ, нас подстерегает еще большая угроза – это православие. До этого мы еще как то могли противостоять введению основ православия в школы, ссылаясь на нашу национальную особенность, а в русской школе, в русской системе образования кто нас будет слушать? За пределами Татарстана, особенно в Сибири этот кошмар уже начался. В школах, где обучение ведется только на русском языке, несмотря на то, что большинство учеников – татары, уже введены основы православия. Родители, из-за оптимизации вынужденные отправить своих детей в соседние русские села, не могут ничего сказать в свою защиту, так как и в своих родных деревнях их дети обучались на русском. Как видите, потеря языка может со временем привести и к потере религии. А ведь язык и религия это сокровища, завещание, данные нам от Аллаха, и мы обязаны хранить их вплоть до Судного дня. При утрате этих сокровищ нас уже в этом мире ожидает кара. Через чужой язык, чужую культуру в народ входят чуждые элементы, чуждые правила поведения. Народ постепено начинает отходить от своих корней, превращаясь или в представителя чужой нации или в манкурта.

Этим летом, прочитав в пятом номере газеты “Татарские новости”, во вкладыше “Миллият” статью “Кому нужен татарский язык?”, я чуть было не лишилась дара речи. Руководитель фольклорного центра при Министерстве Культуры Татарстана Фанзия Джаухарова так высказалась на заседании круглого стола:

“В начале 20 столетия татары, открыв многочисленные медресе и школы, нашли способы повысить и применить свой интеллектуальный потенциал. Но сегодня татарский язык не в состоянии удовлетворить запросы интеллектуально развитых людей. Оба моих ребенка учаться в русских гимназиях, но дома мы говорим на татарском. Я хочу, чтобы мои дети развивались в интеллектуальном плане, а это в татарских школах поставлено не очень высоко.”

Если чиновник, работающий в государственных структурах Татарстана так пренебрежительно отзывается о татарском языке и татарских школах, что остаетстся ждать от татарских женщин из деревень, отдающих своих детей в русские школы?

Свой отклик на эту статью я отправила в редакцию “Миллият” уже 16 июня, но его так и не опубликовали. А ведь вся татарская творческая интеллигенция должна была подняться на защиту такого вражеского выпада в адрес татарского языка и татарских школ! Но нет, все они вместе с этой госслужащей все лето пели и плясали на сабантуях, проводили “круглые столы”, оставив без внимания самого главного – ее оскорбительных слов в адрес татарского языка. Значит, они разделяют эту точку зрения. Сейчас и в татарских деревнях начали обучать детей на русском языке, как говорил Горбачев “процесс пошел”, и у татар вряд-ли найдется сил остановить этот разрушительный процесс.

Когда снесли гостиничные номера “Булгар”, в которых жил Тукай, начались жалобные стенания и проклятия, но дело было уже сделано. Но ведь все на протяжении многих лет проходили мимо этого развалившегося здания, и было ясно, что дело идет к сносу, но никто не предпринял никаких конкретных мер. Точно такая же ситуация сегодня и с татарским языком и татарскими школами. Подобно номерам “Булгар”, они находятся в процессе исчезновения, все это видят, многие внесли свой вклад в ускорение процесса разрушения, но никто пальцем о палец не ударит, чтобы хоть как-то сохранить то, что еще есть. А ведь у нас, хоть и на бумаге, есть свое собственное государство – республика Татарстан, есть министерства и ведомства, несущие ответственность, есть армия чиновников, получающая зарплаты за решение подобных проблем! Так почему же никто из них не бросается на борьбу за сохранение татарского языка и татарских школ, а спокойно наблюдает со стороны за вымиранием нации?

Как видно из статьи в газете “Ватаным Татарстан”, им также выгоднее плыть по течению, бросив собственный народ в русскую пучину. “Пусть каждый родитель сам решает, на каком языке будет обучаться его ребенок”, вторит в такт руководитель отдела по усовершенствованию национального образования Министерства Науки и Образования Раиф Зинатуллин. Очень легкий путь и простой ответ нашел наш глава по “усовершенствованию” а скорее по “уничтожению” национального образования! Кстати, почему никто не спрашивает у русских родителей, на каком языке предпочли бы они обучать своих детей? Ответ заведомо ясен – не только в Татарстане, но даже в Прибалтике и Америке русские хотят обучать своих детей только в русских школах! А что делаешь ты, татарский народ? Во имя чего приносишь ты в жертву свое будущее, родной язык своих детей?

Когда, на каком этапе сломался наш народ? Как и когда охладел он к своему родному языку? Ведь наши предки на протяжении столетий боролись, воевали, проливали кровь лишь с одной целью – во имя сохранения татарской нации, татарского языка, религии ислам. И вот сейчас, когда мы почти всего этого достигли, кто посмел ставить под удар будущее нации, рискуя бросить татарский язык под жернова истории? Народ сам добровольно идет на это! Может ли быть более тяжкого преступления в судьбе целой нации? Почему отцы нации, люди, несущие отвественность за судьбу народа, с такой легкостью идут на поводу этих неграмотных баб и татар-рабов? В старину татар, предавших свой язык и религию, сородичи привязывали к столбу позора, общество отрекалось от них, и изгоняло из своей жизни. Неужели и нам придется прибегнуть к таким крайним мерам – разоблачить предателей нации и изгнать из жизни общества? Каждое преступление предусматривает наказание. Наказание за измену нации – изгнание манкуртов всех мастей из жизни татарского общества и объявление им бойкота во всех сферах деятельности. А не то, они сами изживут со свету наш родной татарский язык, наши школы, и в конечном счете и сам татарский народ. Мы не должны и не можем допустить этого.

Фаузия Байрамова,

Писатель, кандидат исторических наук,

Председатель татарской партии национальной независимости “Иттифак”


11 ноября, 2008

2 комментария:

nail комментирует...

Фаузия апа э нигэ Сез Хэтер коненэ килмэдегез? Без сезне бик коткэн идек!

РинатПитерский комментирует...

Нинди тагын "правительство татар" ул? ВКТ кебек курчак театрымы? Нигэ читтэ яшэуче патриотларны чакырмыйсыз уз жыелышларыгызга?